«Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Шағалалы ауылының «Балдырған» бөбекжайы» мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие «Ясли-сад «Балдырган» села Шагалалы при отделе образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области

Instagram

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Психологиялық тренинг

Согласовано                                                               Утверждаю

 методист детского сада                                              заведующий детского сада

«Балдырған»                                                                 «Балдырған»

__________ Иват Б                                                       ________ С.Е. Шапатова

«___» ______ 2020 г.                                                     «___» _______2020 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический тренинг

 

«Формирование у педагогов коммуникативных навыков  общения, снятие эмоционального напряжения, развитие  креативности   и   творческих способностей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Психолог: Смагулова З.К.

 

 

 

.

 

 

 

Сценарий  тренинга

Тема: «Формирование у педагогов коммуникативных навыков  общения, снятие эмоционального напряжения, развитие  креативности   и   творческих способностей»

Цель:

  1. формирование коммуникативных навыков: виды вербального и невербального общения, сближение и  раскрепощение членов группы,  установление контактов друг с другом, поиск быстрого решения поставленной задачи;
  2. снятие эмоционального напряжения, формирование хорошего  психологического климата внутри группы;
  3. расширение диапазона и развитие творческих способностей.

 

  •  
  1. отработать навыки убеждения и способности найти аргументы в пользу своей позиции, развить умение находить подход к людям;
  2. подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации, развить умение невербального средства общения.

снять эмоциональное напряжение посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы, повысить тонус участников;

  1. развить творческие способности участников тренинга путем поиска нестандартных  решений  поставленных задач.

Место проведения:  Спортивный зал детского сада «Балдырған»

Продолжительность тренинга:  1 ч 20 минут. 

Требование к участникам: тренинг рассчитан на педагогов, количество 18 человек, форма спортивная

Материалы: мяч (2 шт),бумага, ножницы. Форма одежды: спортивная 

Этап I. 10 мин

Оргмомент  1мин (приветствие, ознакомление с правилами тренинга)

 Разогрев. Упражнение «Роды» (6 мин)  

    Участники тренинга строятся в ряд, а потом становятся на четвереньки, образуя туннель, теперь они по очереди  должны пройти, проползти по туннелю на другой конец и занять исходное положение. Остальные участники игры создают препятствия для ползущего. Стараясь по возможности сузить проход.   При выходе из туннеля делается фото.

Рефлексия (3 мин)

Какие у Вас появились ощущения? Изменилось ли ваше настроение? Лучше или хуже стало настроение?Почему?

Этап ІІ. Основная часть         60 мин

Актуальность: 2 мин

    Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного (тұлға аралық) общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие (өзара әрекеттесу), познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Нас окружает много интересного, причем весь мир вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, родные, друзья, то есть все наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, что все движется вокруг вас, вы вполне можете руководить всеми событиями, происходящими вокруг вас. Самое основное – это правильное общение и легкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно. Причем научиться правильному, непринужденному и легкому общению, чтобы все вас поняли и запомнили надолго, неважно, кто это будет, друзья или враги, нужно найти подход ко всем, нужно со всеми легко общаться.

    Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

    Вместо спора собеседника можно убедить, найти аргументы (дәлелдер)  в пользу своей позиции. Сейчас мы потренируемся(жаттығайық) убеждению .

Упражнение «Семь богатырей» (13 минут)

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 5 участника.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 3 минуты на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Рефлексия (3 минут)

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости (созылмалы шаршау).

В беседе играет роль настроение. Какие способы поднятия настроение есть, сейчас мы узнаем и заодно подвигаемся.

Упражнение «А я счастлив» (8 минут).

Мы сидим с вами в круге, нам нужно поставить еще один стул.

Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у... (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала. Повторять имена нельзя.

Рефлексия: (3 минут)

Какой из предложенных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?

В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.

Упражнение «Передать одним словом» (8 минут)

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий детский стишок «Аю отыр партада».

 Список эмоций:

Радость - қуаныш

Удивление - таңдану

Сожаление - өкіну

Разочарование - көңілсіздік

Грусть-мұн, түңілу

Веселье- шаттық, сауық-сайран

 Равнодушие-немқұрайулылық

Спокойствие – тыныштық, байсалдылық

Заинтересованность - қызығушылық

Уверенность - сенімділік

Усталость - шаршағандық

Волнение - толқу

Энтузиазм – ынта, құлшыныс

Рефлексия: (3 минут)

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Упражнение «Перекати поле»  5 мин Рефлексия 3 мин

Концептуальное введение:

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380]. (Р. Николе [R. Nichols, 1978]; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989).

Упражнение «Перекинь мяч»     Время:  3 мин.

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения: 3 мин

Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Арка»  Время: 3 минут

Процедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения: 3 мин

Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

Часто ли возникают такие ситуации?

Кто подсказал решение или это коллективное?

III. Этап – Завершение 10 мин

Упражнение «Интересная  жизнь» Время: 3 мин.

Процедура: Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более интересной собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них ( т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

Обсуждение в группе разобрать все варианты.5 мин

Пример:

Регулярно выполнять физические упражнения;

Овладеть техникой медитации и релаксации.

Быть всегда вежливым и доброжелательным.

Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.

Уметь слушать и слышать других.

Стремиться понять, а не осудить.

Расширять кругозор своих интересов и др.

Наш тренинг подходит к концу.

Упражнение «Рукопожатие» (2 минута)«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»

 

 

 

 

 

 

 

Жаңартылған күні: 05.04.2021 16:49
Құрылған күні: 25.11.2021 17:49

Текст